Get Adobe Flash player

Городские торговцы

Тяжелее всего пришлось тем, с кого удобнее всего было собирать деньги в основном городским торговцам и ремесленникам. Они же и возмущались громче всех. Когда приказ о подати был оглашен впервые, Шахджаханабад Дели сотрясла волна протестов. Толпы индусов, «менялы и суконщики, всевозможные лавочники с Урдубазара, мастеровые и рабочие всех мастей» толпились на дороге, мешая падишаху проехать коротким путем из Красного форта к мечети Джама Масджид.

Толпа ежеминутно прибывала, и процессия падишаха встала. По цепи передали приказ привести слонов и направить их на толпу. Многих задавили насмерть. Еще несколько дней индусы продолжали собираться большими толпами и роптать, но наконец покорились джизье.

Были и другие протесты, и многие противники правления Великих Моголов говорят о джизье как о жестоком бедствии. Но мысль о том, что Аурангзеб стремился притеснять подданных, чтобы силой обратить их в ислам, абсурдна. Падишах был слишком умен, а подданных было слишком много. Гораздо более вероятно, что он стремился создать климат, в котором Моголы могли жить по исламским нормам, а немусульмане находились бы в подчиненном положении, но все время имели возможность наблюдать преимущества ислама.

Тем не менее эта тенденция к исключительности мусульман разительно отличается от в целом веротерпимой политики Акбара. Она содержала разрушительный потенциал для сотрудничества индусов и мусульман, на котором держалась империя. Улемы добились победы, отстранив от управления брахманов и других образованных людей. Из за этого в крестьянских бунтах проявилась религиозная составляющая. Т&ким был, например, бунт джатов, который почти перерезал жизненно важное сообщение Дели Декан. Среди более воинственных немусульманских групп, таких как сикхи, раджпуты и маратхи, реформы стали поводом к ожесточенному сопротивлению.

india05 india11 india03 india04 india12 india06